Новости

Русский советский писатель, поэт и прозаик, журналист, специальный корреспондент. Подполковник (1945). Главный редактор журнала «Новый мир» (1950—1954 и 1958—1970).

Журналист на Финской.
- Месяцы фронтовой работы в условиях суровой зимы сорокового года в какой-то мере предварили для меня военные впечатления Великой Отечественной войны, - вспоминал А.Т. Твардовский.
Александру Твардовскому принадлежат эти стихи:
 
Две строчки
 
Из записной потёртой книжки
Две строчки о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.
 
Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далёко шапка отлетела.
 
Казалось, мальчик не лежал,
А всё ещё бегом бежал,
Да лёд за полу придержал…
 
Среди большой войны жестокой,
С чего - ума не приложу, -
Мне жалко той судьбы далёкой,
Как будто мёртвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примёрзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.   
1943
 
Накануне Великой Отечественной войны Александру Трифоновичу Твардовскому исполнилось только-только 31 год. С первых дней войны он снова на фронте.
В 1941 году поэт получил Сталинскую премию второй степени за поэму «Страна Муравия», которую передал в Фонд обороны.
Жена Твардовского Мария Илларионовна (1908-1991) с двумя дочками Валентиной (род. в 1931г.) и Ольгой (родилась 28 января 1941 года) эвакуировалась в Чистополь.
 

Награды А.Т. Твардовского:

· Сталинская премия второй степени (1941) — за поэму «Страна Муравия» (1936)
· три ордена Ленина (31.01.1939; 20.06.1960; 28.10.1967)
· орден Красной Звезды (1940) — за участие в советско-финской войне (1939—1940)
· орден Отечественной войны 2-й степени (31.07.1944)
· орден Отечественной войны 1-й степени (30.04.1945)
· Сталинская премия первой степени (1946) — за поэму «Василий Тёркин» (1941—1945)
· Сталинская премия второй степени (1947) — за поэму «Дом у дороги» (1946)
· Ленинская премия (1961) — за поэму «За далью — даль» (1950—1960)
· орден Трудового Красного Знамени (20.06.1970)
· Государственная премия СССР (1971) — за сборник «Из лирики этих лет. 1959—1967» (1967)
 
В фонде нашего музея хранятся некоторые реликвии ушедшей эпохи: письмо Александра Твардовского Степану Щипачёву и письма Марии Илларионовны нашему поэту.
Перед Великой Отечественной войной Александр Твардовский обратился за рекомендацией в партию к Степану Щипачёву.
- Мы дружили, и я с гордостью вспоминаю об этом. Многое, что выходило из под его пера, я имел радость слушать или читать ещё до опубликования,- писал Степан Щипачёв по случаю 60-летия А. Твардовского.
19 декабря 1971 года Степан Щипачёв написал стихотворение «Стою у окна», посвятив его памяти А.Т. Твардовского.
 
Фото в квартире А. Толстого. Справа налево: А. Сурков, М. Исаковский, А. Твардовский, А. Толстой, С. Щипачёв, Н. Тихонов. 1943 г.
 

 Антонина Хлыстикова, научный сотрудник музея

 

Рекордное количество участников собрал юбилейный XV Пушкинский марафон, который проходил в формате онлайн!
Традиционный Пушкинский марафон состоялся 6 июня в день рождения Александра Сергеевича Пушкина. И если в прошлом году участников и слушателей было 154 человека, то юбилейный Пушкинский марафон поддержали 170 человек – это те, кто читал стихи, сказки и присылал рисунки по произведениям великого русского поэта! А количество просмотров в группе ВКонтакте в этот день превысило десять тысяч!
За неделю до праздничного дня мы объявили конкурс рисунков по сказкам Пушкина, в котором приняли участие 30 человек. Жюри определило победителей в трёх возрастных категориях, а также в нескольких номинациях. Стихотворения Пушкина в этот день прочитали 15 человек, двое из которых стали победителями.
Интересный видеопроект получился с учениками первой школы: они вместе со своей учительницей прочитали «Сказку о попе и работнике его Балде», передавая книгу из кадра в кадр. Такая же задумка была и у видеопроекта «Читаем «Евгения Онегина». Первую главу романа прочитали 55 человек - работники культуры, образования, поэты, военные, бухгалтеры, художники, юристы, студенты. Видеопроект посмотрели около 1800 человек.
Много просмотров набрали видеосюжеты, подготовленные сотрудниками музея Ксенией Крутаковой и Антониной Хлыстиковой, путешествие по сказкам Пушкина и рассказ о выставке акварелей Валентина Васильева к роману «Евгений Онегин».
Завершился насыщенный день увлекательной викториной и просмотром онлайн-спектакля «Станционный смотритель» Камерного театра Объединённого музея писателей Урала.

В день рождения А.С. Пушкина в гостиной музея экспонируется выставка акварелей уральского художника -графика к роману в стихах великого поэта «Евгений Онегин».
В начале 80-х годов ХХ столетия на Урале, к 150-летие со дня гибели Пушкина, Средне-Уральское книжное издательство включило в свою программу подготовку к изданию главного произведения поэта, романа «Евгений Онегин».
Оформление книги поручили известному уральскому графику ВАЛЕНТИНУ ВАСИЛЬЕВУ.
К началу 80-х художник Васильев проиллюстрировал уже более 100 книг уральских поэтов и писателей, оформлял книги отечественной и зарубежной классики.
Дипломы статусных книжных выставок утвердили высокое мастерство уральского графика.
Валентин Фёдорович Васильев родился в Кургане в 1923 году. Перед Великой Отечественной окончил Омское художественное училище.
Участник Великой Отечественной войны, лейтенант Васильев с боями дошёл до Польши. Война для него закончилась на Сандомирском плацдарме. Там он был тяжело ранен, контужен и после лечения в госпитале, отправлен на Урал.
Мужественный и одарённый художник, не оправившись ещё от ранений, в самом начале 1945 года, принял участие в выставке «Художники Свердловска - фронту».
Он оформлял первое издание повести Степана Щипачёва «Берёзовый сок»,
книги Павла Бажова, Мамина-Сибиряка, многих уральских поэтов и прозаиков.
Жил в Свердловске, участвовал в выставках графики Всероссийского масштаба, в выставках уральских художников, и каждый год - 9 мая выставлял новые работы на выставке художников - фронтовиков.
У Валентина Васильева – трагическая судьба. Ранение и контузия 1944 года постоянно укладывали художника на госпитальную койку.
Работа на романом А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - последняя в творческой жизни мастера. Он посвятил ей четыре года.
К тому времени ему ампутировали ноги. Умерла жена - Тамара, сопровождавшая израненного лейтенанта в военном 1944 году в Свердловск.
Вот в это трагическое время А.С. Пушкин протянул руку фронтовику.
Роман увёл его от страданий и одиночества.
Четыре года, последние четыре года своей жизни, он жил в атмосфере пушкинской поэзии.
Он умер в 1986 году, выполнив задание издательства.
КНИГУ ВЫПУСТИЛИ НЕОБЫЧНЫМ ФОРМАТОМ.
МИНИАТЮРНОЕ ИЗДАНИЕ «ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА» СРАЗУ ЖЕ СТАЛО БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ РЕДКОСТЬЮ.
Коллекционеры, ценители миниатюрных изданий, мечтали заполучить её в свою коллекцию.
Заставки, виньетки к восьми главам романа выполнены с изяществом и мастерством. Для каждой главы создано 6-10 акварелей, тонких, прозрачных, совершенных, которые хочется бесконечно рассматривать.
Выставку акварелей Валентина Васильева к роману в стихах А.С. Пушкина «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» мы экспонируем каждый год к дню рождения великого поэта земли русской.

В 2001 году, в конце мая, я приехала в Москву поработать в Государственном литературном архиве с документами С.П. Щипачёва. 29 мая побывала в главном Литературном музее России, которым руководила тогда легендарная Наталия Владимировна Шахалова. Я привезла ей от Лидии Александровны Худяковой, директора Объединённого музея писателей Урала, подарки и осмелилась спросить, поедут ли сотрудники музея завтра, в день поминовения Бориса Леонидовича Пастернака, в Переделкине и, может быть, возьмут меня с собой?
Сказали, что поедут, и меня пригласили. Поехали втроём: Наталия Владимировна, её заместитель по научной работе Елена Дмитриевна Михайлова и я.
Когда ехали по Москве, Наталия Владимировна остроумно комментировала московские достопримечательности: «Чеховский комод», стелу Зураба Церетели на Поклонной горе, отстроенное здание Государственной Думы.
Начался сильный дождь, а в Переделкине он стоял уже стеной и не прекратился даже к вечеру, когда мы возвращались.
В музее собралось так много почитателей поэта, что весь первый этаж был переполнен: люди очень тесно стояли и сидели на лестнице, ведущей на второй этаж.
Из открытых дверей небольшой комнаты звучала волшебная скрипка. Потом исполняли Шопена: пела молодая женщина, кто-то ей аккомпанировал на рояле.
Когда музыка затихла, Наталья Пастернак, заведующая музеем, поблагодарила гостей, пришедших почтить память поэта, и с сожалением посетовала на дождь: впервые в этот день невозможно было поклониться могиле Бориса Леонидовича.
Люди стали расходиться.
Наталия Владимировна попросила сотрудницу музея показать мне кабинет поэта. Поднималась по ступеням на второй этаж, с душевным трепетом касаясь перил, хотя понимала, что здесь был капитальный ремонт, а дача много лет пустовала после смерти Бориса Леонидовича. Говорят, её предлагали писателям, но никто не осмелился поселиться здесь. В конце 80-х на дачу Бориса Пастернака претендовал Чингиз Айтматов. Шла долгая бумажная работа, потом долгая реставрация…
В кабинете поэта всё оказалось так же, как в его стихах:
«Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана…»
Занавес - шторы синие на окнах. Их купил когда-то очень давно, в 1948, сам поэт.
Всё увидела: и плащ габардиновый, и кепку, и сапоги. На правом сапоге - подошва значительно толще, чем на левом.
Поразил голый обшарпанный стол поэта: на нём – дешёвая лампа с пластмассовым кривобоким абажуром и больше ничего!
Единственным украшением кабинета был живописный автопортрет отца, художника Леонида Осиповича Пастернака.
Конторка. На стене, окантованные пожелтевшей бумагой, наброски отца к роману Льва Толстого «Воскресенье». На открытых книжных полках стояли иностранные издания в мягких переплётах с множеством закладок. Всё предельно аскетично!
Нас кто-то позвал, и мы спустились на первый этаж.
Гости сидели на веранде вокруг стола, занимавшего всё пространство. На столе скромная еда: отварной картофель, свежие огурцы, нарезка мяса и колбасы, вода в бутылках и водка. За столом очень тесно сидели не более 20-22 человек. Во главе - Андрей Вознесенский. Заговорили почему-то за поминальным столом не о Борисе Леонидовиче, а об Андрее Андреевиче. Говорили о его заслугах: благодаря ему дача стала музеем. Поэт сидел и молчал, только глаза его как-то совершенно беспомощно смотрели на всех.
Прекратил этот поток славословия поэт Константин Кедров. Он прочёл стихотворение, посвящённое музыке, подчеркнув особую любовь к ней Бориса Леонидовича. А потом сказал: «Мы сидим за одним столом с великим скрипачом современности Сергеем Стадлером». И он поклонился очень полному господину, сидевшему напротив меня.
В это время появилась Зоя Богуславская, её усадили рядом с мужем, и она всё внимание перевела на себя:
- Знаете, мы недавно с Андреем Андреевичем вернулись из Австрии, и в аэропорту произошёл совершенно особенный случай: Андрей Андреевич стоял в центре зала, я ненадолго отлучилась и, возвращаясь, вижу, что через весь зал к нему буквально летит какая-то девушка с листом белой бумаги.
- Это русский поэт Андрей Вознесенский?! Это поэт из России - Вознесенский?!
Я ей киваю: Да, это Андрей Вознесенский.
Девушка протягивает лист бумаги с распечаткой стихотворения Андрея Андреевича «Осень» и просит у него автограф.
Это стихотворение, - вдруг заявляет Зоя Борисовна, - Андрей Андреевич когда-то посвятил поэту Степану Щипачёву.
- А здесь директор музея Степана Щипачёва! - сказала Наталия Владимировна Шахалова.
Я смотрела на Вознесенского, и мне казалось, он что-то хочет спросить.
Никогда не забуду его круглые детские глаза!
Из Богдановича я взяла в поездку книгу стихов Андрея Вознесенского, наивно надеясь заполучить автограф поэта. Хорошо, что я не сделала этого за столом: он даже рук не доставал, сидел и не произнёс ни единого слова.
Зоя Борисовна многие годы самоотверженно помогала поэту бороться с неизлечимым недугом. Диагноз - болезнь Паркинсона, поставили Андрею Вознесенскому в тот год в Австрии.
Как странно и причудливо переплетаются невидимые нити событий и судеб.
30 мая 2010 года из открытых окон дома-музея Бориса Пастернака снова звучал Шопен. Дачи поэтов в Переделкине стоят рядом. Андрея Андреевича беспокоила эта музыка. Он умер через два дня, 1 июня.

Антонина Хлыстикова,
научный сотрудник Литературного музея Степана Щипачёва.
Город Богданович, Свердловская область.

Андрей Вознесенский

ОСЕНЬ
С. Щипачёву

Утиных крыльев переплеск.
И на тропинках заповедных
Последних паутинок блеск,
Последних спиц велосипедных.

И ты примеру их последуй,
Стучись проститься в дом последний.
В том доме женщина живет
И мужа к ужину не ждет.

Она откинет мне щеколду,
К тужурке припадет щекою,
Она, смеясь, протянет рот.
И вдруг, погаснув, все поймет -
Поймет осенний зов полей,
Полет семян, распад семей...

Озябшая и молодая,
Она подумает о том,
Что яблонька и та - с плодами,
Буренушка и та - с телком.

Что бродит жизнь в дубовых дуплах,
В полях, в домах, в лесах продутых,
Им - колоситься, токовать.
Ей - голосить и тосковать.

Как эти губы жарко шепчут:
"Зачем мне руки, груди, плечи?
К чему мне жить и печь топить
И на работу выходить?"

Ее я за плечи возьму -
Я сам не знаю, что к чему...

А за окошком в юном инее
Лежат поля из алюминия.
По ним - черны, по ним - седы,
До железнодорожной линии
Сужаясь, тянутся следы.

Текст по книге стихов Андрея Вознесенского «Антимиры»,
Молодая гвардия», 1964.

Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» (г. Москва) проводит конкурс "Наш домашний краеведческий музей"
Домашний краеведческий музей — коллекция из одного и более предметов, представляющих историческую ценность для семьи. Предметы в нем имеют описание, подтверждающее их историческую значимость.
Конкурс проводится с 15 мая по 25 сентября 2020 года. В нём могут принять участие дети и подростки от 7 до 18 лет, а также члены их семей.
Для участия необходимо перейти по ссылке и совершить следующие действия:
— заполнить форму Заявки в электронной таблице;
— прикрепить заполненный отсканированный файл «Согласие на обработку персональных данных»;
— прикрепить конкурсные материалы (фото и видео не более 2 мин.), заархивированные форматом;
— прикрепить аннотацию, кратко раскрывающую содержание представленного материала.
Все Участники Конкурса получат сертификаты, победители – дипломы и подарки.
По результатам Конкурса будет сформирован сборник 30 описаний лучших семейных краеведческих музеев, который будет направлен во все регионы Российской Федерации.

Подробности: https://www.nashmuseum.com/nominacii

В Свердловской области подвели итоги акции «Ночь музеев-2020». Всероссийская акция состоялась 16 мая 2020 года в онлайн-формате. За ходом акции в регионе следили свыше двух миллионов пользователей интернета. Мероприятия акции были посвящены 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а девизом стала фраза «История Памяти».
Как и в прошлые годы, были подведены итоги конкурса «На лучшую Ночь музеев» среди 3-х категорий площадок-участников – в зависимости от того, где они расположены: на территории Екатеринбурга, муниципальных образований и городских округов, сельских поселений Свердловской области. Традиционные номинации конкурса каждого года – «самая посещаемая Ночь музеев» и «самая детская». Специальные номинации «Ночи музеев-2020» в Свердловской области – «самая мультимедийная» и «самая памятная».

Литературный музей Степана Щипачёва по итогам онлайн-акции "Ночь музеев-2020" стал победителем в конкурсе "На лучшую ночь музеев" в номинации "Самая мультимедийная Ночь музеев" среди муниципальных образований Свердловской области!!!

16 мая в нашей стране состоится первая онлайн-акция «Ночь музеев-2020»
В этом году в формате онлайн можно будет посетить более 100 музеев Свердловской области! Все мероприятия пройдут под девизом «Память истории» и будут посвящены 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Мы уже начали готовиться! У Вас будет возможность, не выходя из дома, встретиться с сотрудниками нашего музея и узнать много интересного:
Экскурсовод Литературного музея Елена Казанцева подготовила программу «Война шумит у нас над головами» о военном пути Степана Щипачёва, где прочтёт его самые известные стихи о войне.
Директор музея Ксения Крутакова проведет экскурсию по новой выставке коллекционера Александра Глотова «Отголоски войны».
Научный сотрудник Антонина Хлыстикова расскажет о поездке Степана Щипачёва в Тыву с дипломатической миссией в 1943 году.
Кульминацией проведения акции «Ночь музеев -2020» станет видеопроект «Читаем Степана Щипачёва», который в течение месяца проходил в нашей группе «ВКонтакте» https://vk.com/museumschipacheva
Также запланирована ночная онлайн-экскурсия по музею. Присоединяйтесь!