Исследования и находки

Название улицы именем поэта Степана Щипачёва: история и значение

Тухта Иван Викторович

МАУК "ЦСКС" ГО Богданович Литературный музей Степана Щипачёва

Хранитель музейных предметов

Аннотация:

Статья рассматривает историю и значение названия улицы, названной в честь известного поэта Степана Щипачёва. В первой части статьи представлена краткая биография поэта, его заслуги и достижения, а также значимость его творчества. Во второй части статьи рассматривается процесс принятия решения о названии улицы в городе Донецке и его отражение вековой памяти в уличных названиях. Третья часть статьи посвящена названию улицы в селе Волковском, в которой представлена информация о выборе данного имени и его значение для укрепления культурных связей. В заключении подчеркивается важность увековечивания памяти знаменитых личностей через названия улиц, которые являются культурно-историческим ресурсом.

Abstract:

The article examines the history and meaning of the name of the street named after the famous poet Stepan Shchipachev. The first part of the article presents a brief biography of the poet, his merits and achievements, as well as the significance of his work. The second part of the article examines the decision-making process on the name of a street in the city of Donetsk and its reflection of age-old memory in street names. The third part of the article is devoted to the name of a street in the village of Volkovsky, which provides information about the choice of this name and its importance for strengthening cultural ties. In conclusion, the importance of perpetuating the memory of famous personalities through street names, which are a cultural and historical resource, is emphasized.

Ключевые слова:

Степан Щипачёв; поэт; названия улиц; национальная идентичность; значение названия; история; культурно-исторический ресурс

Keywords:

Stepan Shchipachev; poet; street names; national identity; meaning of the name; history; cultural and historical resource

УДК 908

Введение

Значение названий улиц в городах и поселениях несёт в себе историческую и культурную память народа. Каждое название улицы отражает некую историю, значимость, связанную с определенным временным периодом или выдающимся событием. Часто эти названия имеют имена известных и заслуженных личностей, в том числе писателей, художников, ученых и политиков. Названия улиц играют важную роль в формировании идентичности и принадлежности к определенному населенному пункту. Они помогают сохранять и передавать от поколения к поколению национальное и культурное наследие, а также создают атмосферу истории и традиции. Когда мы проходим улицей, название которой представляет собой имя знаменитой личности, мы в какой-то мере ощущаем связь и соприкосновение с прошлым.

Названия улиц города или поселения нередко становятся объектами интереса туристов. Они обозначают культурные и исторические точки, которые посетители хотят увидеть и изучить. Например, если в городе есть улица, названная именем знаменитого писателя, это может привлечь любителей его творчества и стать дополнительным стимулом для посещения этого населенного пункта. Таким образом, названия улиц не просто отражают историю и культурное наследие нашего народа, но они также являются важной частью нашей идентичности и уникальности. Они олицетворяют нашу принадлежность к определённой территории и способны привлечь туристов своей исторической и культурной ценностью. Поэтому выбор названия улицы – это ответственная задача, которая требует внимания к историческому наследию и культурным значимостям определенных личностей.

Актуальность 
статьи обуславливается тем, что она имеет историческое, культурное, литературное и городское значение. Статья раскрывает влияние литературных традиций и культурных аспектов на городскую топонимику, а также рассматривает значение такого названия для культурного контекста города. Статья проводит анализ творчества поэта и его связи с окружающей средой. Также статья помогает в изучении истории города или региона через призму названия улицы и способствует сохранению культурного наследия.

Научная новизна данной статьи заключается в исследовании истории и значения названия улицы, посвященной поэту Степану Щипачёву, а также его вклада в культурное наследие. Автор также обращает внимание на значение выбора имени улицы и его влияние на укрепление культурных связей. Они подчеркивают важность увековечивания памяти знаменитых личностей через названия улиц в качестве культурно-исторического ресурса.

1. Степан Щипачёв

1.1 Краткая биография поэта.

Степан Петрович Щипачёв (26 декабря 1898 (7 января 1899) - 1 января 1980) был русским советским поэтом, прозаиком, редактором и педагогом.

Щипачёв родился в деревне Щипачи в семье крестьянина бедняка. В начале своей карьеры он работал приказчиком в лавке купцов Лагуткиных, где продавал книги. Служил в РККА. В 1917 году был призван в армию, но через год вернулся домой в Щипачи. Почти сразу был мобилизован в армию Колчака. В середине апреля 1919 года перебежал на сторону Красной Армии, всё это время писал стихи и прятал в чехле шанцевой лопаты. В 1919 году в городе Пугачёв вступил в РКП(б), печатался в местной газете «Коммунист-большевик». С октября 1919 года был курсантом на кавалерийских курсах красных офицеров в Оренбурге. В Оренбурге стал посещать литературное объединение, где читал свои стихи. В конце 1920-го года в Оренбурге вышел сборник стихов «Пролетарской лире», где помимо прочих стихотворений других авторов было напечатано и одно стихотворение Щипачёва. Кавалерийские курсы в Оренбурге он окончил в марте 1921 года. После его направили в Москву учиться в Военно-педагогической школе. Посещал такие литературные клубы, как: «Стойло Пегаса», «Кузница», «Казино», вечера Маяковского в Политехническом, литературные вечера в Доме печати, был знаком с Есениным, Маяковским и многими другими поэтами того времени. В феврале 1922 года получил назначение в севастопольскую артиллерийскую школу, где преподавал историю и обществоведение. Потом преподавал в симферопольской кавалерийской школе. В Крыму прослужил до осени 1925 года. В 1923 году в Крымском издательстве вышла первая книга стихов Степана Щипачёва «По курганам веков». В январе 1926 года Щипачёва перевели в Москву в артиллерийскую школу. Стихи Щипачёва появляются в журналах: «Октябрь», «Молодая гвардия», «Красная нива». 4 августа 1926 года у Степана Щипачёва и его жены Зинаиды Курдюмовой родился сын Ливий. В 1930 принимал активное участие в создании ЛОКАФ. В начале 1931 женился на Елене Викторовне Златовой, а 6 апреля 1932 года у них родился сын Виктор. Осенью 1931 года поступил в Институт красной профессуры на творческое отделение, которое окончил в 1934 году. С 1941 по 1945 годы работает в газете Северо-западного фронта «За Родину» в должности писателя с обязанностью писать стихи. В 1929 по 1931 редактор журнала «Красноармеец». С 1954 руководил отделом поэзии журнала «Октябрь». В 1959-1963 годы С.П. Щипачев председатель президиума Московского отделения Союза Писателей РСФСР. Издал более 120-ти сборников стихов, автобиографическую повесть о детстве «Берёзовый сок» и мемуары «Трудная отрада». Умер 1 января 1980 года в Переделкино. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

1.2 Заслуги и достижения.

Степан Петрович Щипачёв лауреат: Сталинской премии второй степени — за сборник стихотворений, Сталинской премии первой степени — за поэму «Павлик Морозов». Кавалер орденов: Ленина, 2 Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, 3 Красной Звезды, Знак почёта, Октябрьской Революции. Награждён медалями: В память 800-летия Москвы, За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г.г., За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, За оборону Москвы, За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., 60 лет Вооружённых сил СССР.

1.3 Значимость творчества.

Творчество Степана Петровича Щипачёва имеет историческую и литературную значимость. В своих произведениях он обращался к различным темам, таким как любовь, природа и судьба человека, и его поэзия отличается глубиной эмоций, яркой символикой и тонкой лирикой.

Щипачёв был одним из самых известных поэтов советского периода. В его стихах отражается пролетарская тематика, воспевающая трудящийся народ и идеалы социализма, его поэзия в жанре лирики, имеет особую значимость и признание. Он известен своими глубокими рассуждениями о любви, жизни и человеческих отношениях, а его стихотворение "Любовью дорожить умейте" стало одним из самых известных и любимых произведений его творчества. Его произведения отличались ясностью и простотой языка, что позволяло им быть доступными широкому кругу читателей.

Он также был не только поэтом, но и прозаиком, редактором и педагогом. Благодаря своей образовательной деятельности и редакторской работе, Щипачёв оказал значительное влияние на развитие литературы и культуры в Советском Союзе. Он участвовал в организации литературных событий, пропаганде советской литературы, а также был активным членом и представителем писательских организаций.

Степан Петрович Щипачёв также был лауреатом двух Сталинских премий, полученных в 1949 и 1951 годах. Это признание его значимости и вклада в советскую литературу.

В целом, творчество Степана Петровича Щипачёва достойно признания и изучения. Его поэзия и проза остались важными источниками для исследования и понимания советской культуры и истории.

2. Название улицы в городе Донецке

2.1 Решение о названии улицы именем Степана Щипачёва

В начале 1980-х годов, при застройке нового микрорайона "Тихий" в Петровском районе города Донецка, одна из улиц была названа именем Степана Щипачёва. Решение об этом названии было принято администрацией города. Выбор имени Степана Щипачёва для названия улицы был обусловлен его заслугами перед Родиной и желанием увековечить память советского поэта.

Таким образом, название улицы именем Степана Щипачёва в городе Донецке было принято администрацией города с учётом его вклада в литературу и культуру, а также с целью почитания памяти выдающегося поэта и писателя. Это решение свидетельствует о признании важности и значение его творчества для города и его жителей.

2.2 Отражение вековой памяти в уличных названиях.

Уличные названия являются важным аспектом городской инфраструктуры. Они не только помогают людям ориентироваться в городе, но и служат своеобразными носителями исторической и культурной информации. Каждое уличное название хранит в себе уникальную историю, связанную с определённым периодом и событиями, а также с отдельными людьми, которые играли значимую роль в жизни города.

Именование улицы в честь поэта Степана Щипачёва свидетельствует о желании сохранить его наследие и увековечить его имя в городском пространстве. Такое название улицы становится памятным источником информации о значимости поэта в истории и культуре города. Оно призвано напомнить о его вкладе в литературу и о его важной роли в формировании культурного наследия.

Отражение вековой памяти в уличных названиях имеет глубокий и многогранный смысл. Во-первых, оно является способом сохранения и передачи информации о прошлом, о людях и событиях, которые оказали значительное влияние на развитие города. Уличное название в этом случае служит своего рода историческим артефактом, который помогает восстановить и представить исторический контекст.

Во-вторых, уличные названия отражают ценности и идентичность города. Они подчёркивают его уникальность, связанную с культурой, традициями и людьми, которые вносили свой вклад в его развитие. Название улицы в честь Степана Щипачёва подчеркивает значимость литературы и искусства в городской среде, а также признаёт вклад этого поэта в формирование культурного наследия.

В-третьих, уличные названия способствуют созданию пространственной идентичности и организации городской среды. Они помогают установить связь между прошлым и настоящим, а также создают эстетическую атмосферу, которая формирует особенность конкретного места.

Отражение вековой памяти в уличных названиях – это важный аспект городского пространства. Оно не только помогает ориентироваться в городе, но и передаёт информацию о его истории, культуре и значимых личностях. Выбор названия улицы в честь поэта Степана Щипачёва отражает желание сохранить его наследие и признать его вклад в культурное развитие города. Такое название является одним из множества примеров, которые демонстрируют важность уличных названий и их роль в формировании городской идентичности.

3. Название улицы в селе Волковском

3.1 Информация о марте 1985 года и выборе названия.

В марте 1985 года состоялось заседание администрации Волковского сельского Совета народных депутатов Богдановичского района Свердловской области, на котором было принято решение о названии одной из улиц села в честь выдающегося советского поэта, писателя и педагога Степана Щипачёва. Решение изменить название улицы было принято ради почтения и признания творческого наследия Степана Щипачёва. Улица, которая сегодня носит имя Степана Щипачёва, до марта 1985 года называлась Рабочей. Улица Степана Щипачёва является центральной в селе Волковском и простирается от самого начала села до улицы Набережной, от конца которой берёт начало дорога, ведущая в деревню Щипачи – родину поэта. Название улицы в селе Волковском символизирует связь между творчеством поэта и его родными местами, где он рос и обретал вдохновение, а также стало своего рода символом поэтического наследия и культурного достояния села Волковского. Решение администрации села о выборе имени Степана Щипачёва для улицы не только привлекает внимание к наследию поэта, но и способствует сохранению и передаче его творческого наследия следующим поколениям. Эта история и значение названия улицы Степана Щипачёва являются неразрывной частью культурного наследия села Волковского и напоминают о значительной роли, которую искусство и литература играют в жизни общества.

3.2 Как выбор данного имени укрепляет культурные связи.

Название улицы именем поэта Степана Щипачёва имеет глубокое значение и способствует укреплению культурных связей между поколениями и сохранению исторического наследия. Решение о названии улицы села является не только актом почитания и увековечения памяти выдающегося поэта, но и признанием его вклада в литературу и культуру страны. Жители села Волковского, проходя по этой улице, могут задуматься о связи между их местом жительства и наследием выдающегося поэта. Помимо этого, выбор названия улицы именем Степана Щипачёва также способствует сохранению исторического наследия и сознания. Напоминает жителям села о значимых фигурах и событиях прошлого, о том, что их место имеет глубокую историю и культурное значение. Это помогает сохранить связь с прошлым и передать эту информацию будущим поколениям. Выбор названия улицы именем Степана Щипачёва является важным культурным шагом, который укрепляет связь между прошлым и настоящим, позволяет сохранить и передавать историческое наследие и вклад выдающегося поэта в культуру страны. Это величественное имя на улице наполняет пространство смыслом и подчёркивает его значение для жителей и гостей.

4. Заключение

4.1 Важность увековечивания памяти знаменитых личностей

Увековечивание памяти знаменитых личностей, как в случае с названием улицы именем поэта Степана Щипачёва, играет важную роль в сохранении культурного и исторического наследия и способствует формированию национальной идентичности. Это представляет собой акт признания и почитания достижений и вклада выдающихся личностей в различных областях, таких как литература, искусство, наука или политика. Первоначально, увековечивание памяти знаменитых личностей помогает сохранить и передать их наследие будущим поколениям. Назвав улицу именем Степана Щипачёва, мы сообщаем о его значимости и достижениях в области литературы. Это позволяет не только сохранить его имя и творческое наследие, но и обеспечить доступность этой информации для всех, кто проходит по этой улице. Таким образом создается своего рода мемориальное пространство, которое помогает сохранить и передать знания и ценности, связанные с жизнью и деятельностью выдающегося поэта. Название улицы Степана Щипачёва может стать символом национального достижения в области литературы. Оно напоминает горожанам, сельчанам и гостям города и села о важности культурного наследия и роли, которую играют выдающиеся личности в формировании национальной культуры. Более того, увековечивание памяти знаменитых личностей может служить источником вдохновения для современных поколений. Уличное название, посвященное выдающейся личности, вызывает интерес к его биографии, творчеству и достижениям, и может вдохновить молодежь на преследование своих мечтаний и целей. Таким образом, увековечивание памяти знаменитых личностей через название улицы является важной составляющей культурного и исторического развития. Это помогает сохранить и передать наследие выдающихся личностей будущим поколениям, укрепляет национальную идентичность и служит источником вдохновения для современных поколений.

4.2 Название улиц как культурно-исторический ресурс.

Названия улиц являются важным культурно-историческим ресурсом. Они помогают проследить историческую и культурную обусловленность города, села или района, а также формируют его уникальный облик. Названия улиц являются одним из способов сохранения и передачи культуры, языка и истории местности. Они также способствуют формированию идентичности жителей и оказывают влияние на их социально-психологическое состояние. Названия улиц имеют большое значение для истории и культуры современного общества. Они отражают его традиции, ценности и важные исторические события. Название улицы именем Степана Щипачёва является примером использования культурно-исторического ресурса в пространственной организации города Донецка и села Волковского. Оно помогает сохранить память о выдающихся личностях и их вкладе в развитие общества.

Библиографический список:

1. Письмо от администрации города Донецка на обращение Т-64756/04-14 от 02.08.2022 "Об истории названия улицы имени Степана Щипачёва".
2. Архивный отдел администрации городского округа Богданович Ф.40 оп.1 д.230 л.14,16,23 Протокол заседания исполкома Волковского сельского Совета народных депутатов Свердловской области от 14 марта 1985 года N4 и решение N18 "О названии улиц с. Волковского".
3. Советские писатели. Автобиографии в двух томах. Том 2. [Макаренко – Ясенский.] Составители Б. Я. Брайнина и Е. Ф. Никитина. Москва, Государственное изд-во художественной литературы, 1959. 760 с.
4. Щипачев Степан Петрович. Трудная отрада [Текст]: Проза. - Москва: Сов. писатель, 1972. - 239 с.
5. Этюды о Степане Щипачёве [Электронный ресурс] // Литературный музей Степана Щипачёва. 2023. URL: http://litmuseum.ukmpi.ru/index.php/login-module-example/etyudy-o-stepane-shchipachjove (дата обращения: 23.01.2024).

Анна Дмитриевна Еремеева (МОУ Байновская СОШ, Екатеринбург, Россия)

МОТИВ РАЗРУШАЮЩЕЙСЯ ИЗБЫ В ПОВЕСТИ С. ЩИПАЧЕВА «БЕРЕЗОВЫЙ СОК»

Аннотация. В статье рассматривается мотив постепенного разрушения родительской избы на фоне взросления главного героя в автобиографической повести Степана Щипачева «Березовый сок». Мотив развивается параллельно с мотивом утраты семейного единства, связи между поколениями.

Ключевые слова: автобиографические повести, крестьянские избы, семьи, литературные мотивы, русская литература, русские писатели, литературное творчество.

Подробнее...

1. Великовская Галина Викторовна,

ведущий научный сотрудник

научно-просветительского и методического отдела

Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля

Москва

О чём позаботился  Степан Щипачёв

Обзор рукописного фонда писателя


  О том,  кто такой Щипачёв и как он воспринимался читателем-современником, лучше всего рассказать словами из писем этих читателей.  
«Я очень люблю Ваши стихи за простоту и в то же время за глубочайшее выражение человеческих чувств по отношению к своим близким сердцу любимым девушкам»1.
«А в дни окопного томленья,
Я мог прочитанным стихом
На лицах вызвать оживленье,
Заставив вспомнить о былом,
А иногда негромким словом
Зажечь сердца на подвиг мог..»2

«Из фронтовой почты» сотни солдат переписали и послали своим жёнам или девушкам»3.

«…сразу же прочёл 1-ю страницу, посвященную матери и про речку Полднёвку. Как это всё понятно мне и похоже на меня самого и на мою деревню»4.

Краткий обзор фонда № 215. 
Из 17 наименований дел 9 передано   Степаном Щипачёвым в 1944 и 1969 годах. Щипачёв сам, с присущей ему скромностью, сформировал свой небольшой фонд.  В него входят автографы и письма.
- Творческие беловые автографы стихотворений: «Поединок» (1941-1942), «Перед боем»  (1942). 
- Машинопись стихотворений с правками: «В то далёкое загляни-ка» (1961), «Доброта», «Лермонтов», «Я всё понимаю, деревья, трава…»,  «Уходит день, становится вчерашним»; 
Сверкает полночная эта краса» /Комментарий. В черновике стихотворения видно, как тщательно работает поэт над словом и над образом. Спокойные описательные строки он заменяет  на строки с глубоким смыслом о своей ответственности за будущее и о том, как он видит это будущее.

Подробнее...

 

                                                                                                                               К 75-летию ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

ВСПОМНИМ ДОРОГИЕ ИМЕНА

Нет, это не заслуга, а удача -
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе, ­
Как в День Победы стыдно было б мне! ..

                                                                                                                                                               Юлия Друнина

     В 2000 году, к 55-летию Победы, Литературный музей Степана Щипачёва издал книгу документов об участницах Великой Отечественной войны. В книге 114 фамилий, 114 судеб. Однообразие дат, событий: родилась в 1923, 1924,1925. Окончила 7 классов, 10 классов, работала в колхозе, на заводе, ушла на войну…
     Презентация книги состоялась в музее. Участницы великих событий неохотно рассказывали о военном лихолетье. Немногих удавалось разговорить: фронтовички унесли с собой в мир иной тяжёлую память о войне. Возвращаясь, некоторые даже скрывали своё военное прошлое.
     Такое было время…
     Несколько историй мне всё же удалось записать.

 

«А я двадцать лет ждала Ваню …»

Подробнее...

(Из антологии Евгения Евтушенко «Десять веков русской поэзии»)

В трогательной повести Степана Щипачёва «Берёзовый сок» о деревенском уральском детстве, которая нежно и медленно льется, как это чуть горьковато-сладкое материнское молоко природы по деревянной ложбинке к детским губам, есть такие строки о рано ушедшем отце: «В сильном гневе у него – слыхал от матери – так вздувались жилы на шее, что пуговицы отлетали».

То же самое произошло со Степаном Петровичем в 1960 году, когда я пришел к нему в кабинет председателя президиума Московской писательской организации и рассказал, как меня уже третий раз подряд чья-то неведомая рука вычеркивает из списка на туристическую поездку за границу, начавшую со скрипом, понемножку, но все-таки открываться. Он побагровел, рука его рванулась к вороту, так что пуговица, вырванная с мясом, шлепнулась на какие-то официальные бумажки, и голос у него дрожал и прерывался.

Подробнее...

17034

17035

Писатель и журналист Дмитрий Шеваров известен всероссийскому читателю как постоянный ведущий рубрики «Дневник поэзии» в «Российской газете» и «Календарь поэзии» на сайте газеты – pg.ru/plus/poezia, по публикациям в «Комсомольской правде», журналах «Новый мир», «Урал», «Смена», «Дружба народов», «Знамя», как автор книг, последняя из которых «Двенадцать поэтов 1812 года» вышла в знаменитой серии ЖЗЛ, лауреат многих премий. 

Подробнее...

ОТЗЫВ НА ИЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ:

Галина Великовская

«Живое слово Урала»

Антонина Михайловна Хлыстикова, директор Литературного музея Степана Щипачёва

В первое десятилетие после октябрьской революции государством поддерживался энтузиазм собирателей фольклора на местах. Во многих сёлах и деревнях к работе по записыванию сказок, быличек, частушек включались учителя, агрономы, школьники, простые колхозники. Поощрялось сочинительство текстов о новой жизни. Частушки сочинялись и распевались в деревнях, становясь своеобразной агитационной акцией. Частушки на тему выборов из книги «Живое слово Урала», распевавшиеся в Куртамыше (Курганская обл.) в те далёкие годы спустя 90 лет не утратили актуальности: суть их соответствует сегодняшнему дню. Власть над ресурсами, деньгами, людьми во все времена притягательна, её добиваются и сегодня с самыми разными намерениями:  

Перевыборы в Совет –

Музыка нелёгкая,

Шилом лезет мироед –

Прощелыга ловкая.

 Слушай, тятька, слушай, мамка,

Слушайте внимательно:

Вам на выборы идти

Нужно обязательно.

 Несказанно хороши частушки про любовь, про Красную армию, пионерские частушки.  Здесь есть золотники народной мудрости, выразительности и красоты.

В Красну армию сбирался,

 Мне наказывал отец:

Не заслужишь красный орден,

 Не ходи домой, подлец.

 Я вчера на вечеру

Целовал не зная чью,

То ли в кофте розовой,

То ли  пень берёзовый.

 Пионеры-малыши

В барабаны бухают.

Стары бабы на печи

Охают, да ухают.

А вот частушки антирелигиозного содержания вызывают у меня чувство страха.

Батя варит самогон,

Чтоб залить кручину.

Сын добрался до икон,

Щиплет на лучину.

Я на бочке сижу,

Ножки свесила.

Мы без бога стали жить

Больно весело.

Сочинивший эти частушки не боялся греха, но расплата за содеянное не миновала: погибла цивилизация народной жизни, её уклад, неписанные правила чести и бытия. Мы ещё долго будем за это святотатство расплачиваться. Записи учителя из Куртамыша Курганской области Василия Михайловича Калашникова ценны ещё и тем, что сделан разбор содержания текстов.

 Записи Дёмина, его четыре послания в Москву в Государственный литературный музей: его сказки, рассказ, анекдот, автобиография заканчиваются всегда настойчивым ожиданием ответа.

Особенно последнее: …Хочу узнать, будут ли мои произведения напечатаны ети два. И ранее писаные сказки и рассказы (далее перечисляет отправленное)

И в конце: Прошу мне сообщить, уважаемая товарищ мине.

 С приветом к вам, Дёмин Василий Ильич. Отправлено сентября 2-го 1952 года.

Его послание из прошлого спустя 65 лет услышано. Ему долго пришлось его ждать, но он дождался. Материалы книги «Живое слово Урала», её явление подвигают нас сегодня, уже в другом веке, внимательнее относиться к народному сочинительству.

Во времена перестройки выплеснулось огромное количество протестных, сатирических частушек, стихотворений, басен, выразительных поговорок.

И сегодня народ не дремлет: высказывает наболевшее, всё, что волнует, возмущает и радует.  Люди записывают, сочиняют и сами издают: в этих текстах зёрна мудрости и отражение лика новой эпохи.

Галина Гузь, учитель литературы, ветеран педагогического труда

Начиная знакомство со сборником фольклорных произведений Уральского края, мною были определены основные направления, в связи с которыми будут рассматриваться, анализироваться представленные в нём произведения.

Подробнее...

Василий ДЁМИН                                                                                                                          Автобиография

Родился я в селе Коркино Туринского района Свердловской области в 1894 году апреля 23-го, где и до сих пор проживаю. Родители мои Илья Потапович, отец, и мать, Арина Дмитриевна, были бедняки. Семья состояла из восьми человек, нас было детей 5 человек, да еще была бабушка. Земли отец имел 2 десятины. Лошади не было. Вся семья работала летом у кулаков по найму. Я сам очень рано узнал тяжелый труд. В девять лет я уже был отдан кулаку в бороноволоки, где не только боронил, но и детей нянчил. И другие всякие работы по хозяйству выполнял не по силам.
Учиться было охота, но в силу бедности не пришлось. Кой-как 2 зимы проходил в школу, на этом закончил образование. И, значит, таким путем батрачил до 1914 года, когда в июле 1914 года возникла 1я империалистическая война. Ая в 1915г. феврале был призван в николаевскую армию, где поучили месяц в городе Омске и отправили на фронт в действующую армию, где и зачислили в 11й стрелковый полк, 1я рота в качестве рядового. Через 2 месяца в Галиции получил ранение, после чего угодил в госпиталь в город Хорков. Лечился полгода, а потом был уволен в бессрочный.

Подробнее...