Новости

Сегодня в Литературном музее Степана Щипачёва состоялось награждение победителей конкурсов чтецов и рисунков, которые проходили в формате онлайн в рамках XV Пушкинского марафона.

На литературной программе «Октябрь уж наступил…», посвящённой творчеству Александра Сергеевича Пушкина, ребята узнали, что осень была самым любимым временем года поэта, именно осенью чаще всего его посещало вдохновение.
Участники встречи вспомнили стихи об осени, весело отвечали на вопросы викторины по сказкам Пушкина, а также получили заслуженные награды –дипломы, книги и сладкие подарки.
Сотрудники музея поблагодарили ребят за прекрасные рисунки и предложили поучаствовать в новом конкурсе, о котором расскажем совсем скоро!

 

 

В Литературном музее Степана Щипачёва уже в пятый раз прошла областная акция тотального чтения «День чтения-2020». В этом году акция посвящена Году памяти и славы и прошла под девизом «Читаем книги о войне». Наш земляк поэт Степан Щипачёв был участником Великой Отечественной войны. Его военная поэзия вдохновляла на подвиги и вселяла веру в Победу.
Ученикам 10 класса школы №1 был продемонстрирован видеопроект «Читаем Степана Щипачёва», который был создан совместно с телевидением Богдановича в год 75-летия Победы. В проекте приняли участие медийные персоны - министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина, депутат Законодательного Собрания Свердловской области Алексей Коробейников, настоящий полковник и замечательный поэт Александр Кердан, также его поддержали и богдановичцы - поэты, учителя, ученики школ нашего городского округа - все они читали стихи Степана Щипачёва о войне. Одним из участников и стала приглашенный спикер акции «День чтения-2020» депутат Думы ГО Богданович, директор муниципального автономного учреждения культуры «Центр современной культурной среды» ГО Богданович Сидорова Марина Ильинична. В комфортной, непринужденной беседе-диалоге она рассказала ребятам о своих книжных предпочтениях - книгах, которые любила читать в детстве, книгах, которые помогли в жизни. Также в гостиной музея Марина Ильинична прочитала стихотворения одного из своих любимых поэтов Иосифа Бродского. Ребята активно подключились к разговору, задавали вопросы не только о чтении, но и о работе депутата, об увлечениях спикера, высказали свои пожелания и идеи развития сферы культуры и в целом городского округа Богданович. Рассуждения о важности литературы в жизни человека плавно перешли в обсуждения потребностей и желаний молодёжи, которые Марина Сидорова как руководитель и депутат услышала и обещала поддержать.

 

В период с 12 по 14 октября 2020 года в Свердловской области пройдет всероссийская ежегодная акция «День в музее для российских кадет».

Акция проводится по инициативе Министерства культуры Российской Федерации и Российского военно-исторического общества с 2016 года. Региональным организатором акции в 2020 году по традиции выступает Министерство культуры Свердловской области, координатором – Уральский государственный военно-исторический музей. 

Цель мероприятия - формирование у воспитанников кадетских корпусов и классов уважительного отношения к российской культуре, продолжение лучших традиций русского офицерства, которое всегда было примером благородства, образованности, патриотизма и доблести. 

В этом году в региональной акции принимают участие 22 музея со всей Свердловской области, которые проведут для учащихся более 100 различных культурно-просветительских мероприятий: экскурсии, интерактивные программы, мастер-классы и квесты, познавательные лекции, показ патриотических документальных фильмов и многое другое.

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией большая часть запланированных мероприятий пройдет в онлайн формате. Например, в Уральском военно-историческом музее пройдет мастер-класс «Брелок для кадета» на котором покажут, как сделать из пластики брелок в виде погона, а Серовский исторический музей подготовил онлайн-викторину, посвященную жизни и творчеству выдающегося русского художника-баталиста В.В. Верещагина– одного из лучших выпускников петербургского Морского кадетского корпуса.

В рамках акции среди обучающихся образовательных организаций Свердловской области, в программе которых имеется кадетский компонент, Уральским государственным военно-историческим музеем была проведена традиционная викторина и определены 10 победителей в разных возрастных категориях. В этом году викторина «Дойти до Берлина» была посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

С полной программой акции «День в музее для российских кадет» можно ознакомиться на  сайте  Уральского военно-исторического музея. 

 

В марте 1921 года Степан Щипачёв окончил кавалерийские курсы в Оренбурге. На выпускном вечере он прочитал своё стихотворени, посвящённое четвёртой годовщине Октябрьской революции. На то праздничное мероприятие приехал и Луначарский. Многие выпускники получили назначения в Туркестан: там уже начиналась борьба с басмачами. Туда просился и Щипачёв. Но комиссар кавалерийских курсов Григорьев настоял на том, чтобы новоиспечённый красный командир Степан Щипачёв отправился учиться в Москву, в Военно-педагогическую школу. Туда требовалось послать одного выпускника. Из 100 выпускников выбрали нашего земляка! В Москве Степан Щипачёв жадно впитывал всё, что видел и слышал. Будущий преподаватель всё свободное время посвящал поэзии, не пропускал выступления самых знаменитых поэтов того времени. В феврале 1922 года Щипачёв получил назначение в севастопольскую артиллерийскую школу, которая располагалась на Корабельной стороне во флотских казармах, а через какое-то время - новое назначение в город Симферополь, в кавалерйскую школу. Здесь он прослужил до осени 1925 года.Преподавал обществоведение и историю, служба занимала много времени, а ещё больше времени уходило на подготовку к урокам. Здесь в Симферополе, в 1923 году, вышла его самая первая книга стихов. Наш земляк стал организатором в Крыму объединения молодых поэтов. На всё хватало времени: на преподавание, на организацию вечеров, на упорные поиски своего поэтического почерка.

Но огромное желание вернуться в Москву сбылось только в самом начале 1926 года . Преподавал в артиллерийской школе, начал печататься в столичных журналах: "Октябрь", "Молодая гвардия". "Красная новь". В 1929 стал заместителем редактора журнала "Красноармеец", активное участие принимал в создании(1930) литературного объединения Красной Армии и Флота. В 1931 году поступил в Институт красной профессуры, на литературное отделение и проучился три года. В первые за много лет (с 1917) сменил военную форму на гражданскую.
Но всегда оставался учителем для молодых, примером дисциплинированности и высочайшей порядочности.

Антонина Хлыстикова, научный сотрудник музея

 

К 125-летию со дня рождения Сергея Есенина

В 1921 году наш земляк Степан Щипачёв учился в Москве в Высшей военно-педагогической школе. Учёба занимала много времени, но Москва с её бурной поэтической жизнью захватила поэта. Степан Щипачёв не пропускал литературные встречи в Политехническом музее, в клубе "Стойло Пегаса" и в Доме печати. Вспоминая об этом времени, Степан Щипачёв писал:
 

"Посчастливилось мне встретиться и с Есениным. Вышла отдельной книгой его драматическая поэма «Пугачёв». Мне не терпелось её приобрести. С прилавков книжных магазинов она уже исчезла, и я решил зайти в клуб имажинистов «Стойло Пегаса». Девушка, у которой я спросил, есть ли поэма, обратилась через дверь: «Сергей Александрович, вот тут товарищ красноармеец спрашивает вашу книгу». Вышел Есенин. От столь неожиданной встречи с ним я немножко растерялся. А Есенин подошёл ко мне и запросто поздоровался за руку. Я объяснил, зачем пришёл. Разговорились об имажинизме, модном и шумном в ту пору направлении в поэзии, возводившем образ к понятию самоцели. Почувствовав в моих вопросах пытливость и взволнованный интерес к поэзии, Есенин оживился. Я не помню в точности, что он говорил, но смысл его слов сводился примерно к следующему: имажинизма нет, есть – я. Другие? Других нет! Тогда мне показалось, что он бахвалится передо мной. Но время всё поставило на место. Имажинизм забыт, забыты и поэты, ходившие тогда в имажинистах, а Есенина знают и любят.

     Другой раз я видел его на вечере поэтов «Кузницы» (так называлась тогда одна из литературных организаций). Шло обсуждение чьих-то стихотворений. Он стоял в стороне, недалеко от входной двери, и разговаривал с поэтом Василием Казиным. Был он в цилиндре, лакированных штиблетах, с тростью. Словом, выглядел таким, каким изображал себя и в стихах. И странно, мне не показалось это чем-то особенным, не вяжущимся с тем строгим голодным временем, ещё отдающим порохом гражданской войны. Попробовал бы так нарядиться кто-нибудь другой, не Есенин, - засмеяли бы".

 Степан Щипачёв. "Собрание сочинений" в трёх томах, том первый, с. 105, Москва, "Художественная литература", 1977 год.

 

Уже 23 года в нашем музее существует литературно-художественное объединение «Серебряная Елань», которое все эти годы возглавляет Александр Геральдович Колосов. Под его руководством в свет вышли три альманаха богдановичских поэтов и писателей.

4 октября Александр Колосов отметит своё 65-летие. Накануне его юбилея в Литературном музее Степана Щипачёва состоится творческий вечер "Подводя итоги", где автор прочтёт новые прозаические произведения и уже известные стихотворения! Ждем Вас в субботу, 3 октября, в 14 часов!

Колосов Александр Геральдович – корреспондент, поэт и писатель. Родился в Богдановиче в 1955 году. Воспитывался в детсаду «Октябрь», учился в средней школе, которая сегодня носит номер три, а в те времена была пятой.

После окончания школы в 1973-м году был направлен в ряды Советской армии, откуда был демобилизован два года спустя. И прямиком угодил в корреспонденты районной газеты «Знамя коммуны». В процессе работы посетил фарфоровый завод, который привёл его в приятное изумление. Из корреспондентов он и ушёл на БФЗ.

За 20 лет работы на этом предприятии он дослужился до звания бригадира лучшей бригады завода, победителя соцсоревнования и доверенного лица двух десятков коллег на конференции по созданию ЗАО «БФЗ» и выборам его первого генерального директора. В промежутках ударного труда на производстве и общественной деятельности поступил на заочное отделение истфака УрГУ, откуда был отчислен за нежелание работать по специальности.

В 1996-м году был уволен по сокращению штатов на заводе, полгода просидел без работы и пособия по безработице. Выжить помогли гонорары за цикл повестей «Остров Луга» общей суммой в один миллион рублей. В мае поступил корреспондентом районной газеты «Народное слово», где курировал жилищно-коммунальное хозяйство, аграрно-промышленный комплекс и промышленность. Откуда уволился четыре года назад по уходу на пенсию.

Получив в подарок книгу «История Геродота» научного издания, начал рифмовать свои размышления, чтобы запомнить их. В результате получился цикл «Сколотские мотивы». Специфика работы на заводе позволила Александру Геральдовичу написать повесть «Вечный путь в Рябиновой ночи» без отрыва от производственного процесса. Повесть была опубликована в Москве в журнале «ПиФ».

В журнале «Урал» вышла статья «Этот лукавый старец Гомер», в которой была раскрыта главная причина Троянской войны – любовь и ревность Прекрасной Елены и басилевса Итаки Одиссея Лаэртида, и её трагизм. В журнале «Уральский следопыт» опубликована повесть «Злые сумерки невозможного мира», написанная в жанре «мистического реализма».

В Литературный музей Степана Щипачёва Александра Колосова привела его супруга Наталья Трифоновна, она же настояла на поступление в редакцию «Народного слова». С её подачи на свет появились цикл «Остров Луга» и стихотворение «Дискриминация меня». В 1997 году при музее было создано литературно-художественное объединение «Серебряная Елань», которое выпустило три номера одноимённого альманаха, в редактировании которого Александр Геральдович принял активное участие.

Пять лет назад свет увидела книга публицистики Александра Колосова «Взгляд сбоку», а в прошлом году в журнале «Веси» были опубликованы его путевые заметки «Старатели», критическая статья «Дожили до понедельника» и рассказ «Дурацкая история».

Стихи виновника нашей встречи были напечатаны в газете «Народное слово», в альманахах «Серебряная Елань» и «Пушкинский марафон», в сборнике «Здравствуй, газ», изданном «Газэксом». На поэтическом конкурсе «Тень поэзии» в Каменске-Уральском, где в роли жюри выступали поэты, Александр Геральдович был признан лучшим.

 

Сын Степана Щипачёва родился в 1926 году. Отец дал ему необычное по тем временам имя! Преподаватель, увлечённый трудами историка Тита Ливия, называет своего первенца Ливий.
К сожалению, союз с Зинаидой Курдюмовой, матерью сына, оказался сложным. Они расстались . И сын, и отец тяжело переживали этот разрыв. Ливий часто жил у тёти Марии, сестры Зинаиды, или в новой семье своего отца.
Очень рано у мальчика проявилась страсть к рисованию и он учился в школе для особо одарённых детей. Перед Великой Отечественной войной Ливий сыграл главную роль в культовом фильме того времени "Тимур и его команда" (режиссёр А. Разумный). В годы войны снялся в фильме "Клятва Тимура" (режиссёр Кулиджанов),но этот фильм не имел такого успеха.
22 июня 1941 года знаменитый на всю страну Ливий Щипачёв и его отец, поэт- орденоносец, Степан Щипачёв встретили в Доме творчества писателей, в Старой Рузе.
После войны Ливий Щипачёв окончил институт имени Сурикова. Отец стал любимым поэтом советской молодёжи.
"Многие писатели и поэты не вернулись с фронта, - вспоминал сын поэта. Отца же пощадила война... При встречах с ним, особенно в последние годы, я чувствовал к отцу необыкновенную близость, и не только родственную, но и духовную. Бывая в моей мастерской, он с интересом смотрел мои работы. Он хотел видеть в них правду, искренность, и конечно, же поэзию... Я вспоминаю его с взволнованными, сияющими не по возрасту молодыми глазами... Знакомясь иногда с молодыми поэтами, я видел, как теплели их глаза только потому, что они видели перед собой сына Степана Щипачёва."
Беседуя с отцом при встречах в Переделкино об истории, живописи, литературе, космосе, Ливий уходил от отца обновлённым, полный новых планов, верой в себя и жаждой творчества.
По воспоминаниям современников отец и сын были очень близки по душевному настрою, чистоте помыслов. В зрелые годы Ливий Щипачёв очень напоминал отца не только по складу души, но походил на него внешне: высокий,стройный, несуетливый. Отец и сын оставили людям стихи и картины, исполненные глубокого лиризма, элегичности и преклонения перед красотой мироздания.

Антонина Хлыстикова, научный сотрудник музея.